Проповедь в Неделю святых отцев Первого Вселенского Собора.

Проповедь в Неделю святых отцев Первого Вселенского Собора.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
В «Деяниях святых апостолов» Приведены слова Христа: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо Я знаю, что по отшествии Моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою».
И вот в начале IV века священник Александрийской Церкви Арий стал отрицать божество Христа и Его равенство с Отцом, уча, что истинный Бог — только Бог Отец, а Сын имеет иную сущность и является высшим созданием Отца, сотворëнным раньше мира, как орудие для создания прочих тварей.
Это учение более понятно для разума падшего адама, потому увлекло многих. И хотя в Священном Писании есть все основания для понимания триединства Бога, в Церкви начались нестроения.
Всякая ложь о Боге незаметно уводит человека от спасения. Поэтому, после ряда безуспешных попыток разрешить спор, император Константин в 325 году созвал в Никее собор епископов со всей Византийской Империи в количестве 318 человек.
После всестороннего изучения вопроса Собор торжественно исповедал Сына Божия единосущным (ὁμοούσιος) Отцу, а учение Ария предал анафеме.
Чтобы утвердить это исповедание на все времена, отцы изложили его в Символе веры, который был назван Никейским. Позже, на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году Символ веры был дополнен догматом об исхождении Духа Святаго. Этот Символ веры мы теперь знаем как Никео-Цареградский и используем его каждый день и в молитвах утренних, и на Божественной литургии.
Почему для решения серьёзных вопросов необходимо созывать соборы? Дело в том, что в Православии критерием истины является не мнение одного, хотя бы и очень авторитетного человека, а мнение всей Церкви. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них», — говорит Господь в Евангелии от Матфея (18:20). На основании этих слов какие бы ереси ни возникали, они всегда преодолевались соборным разумом Церкви под руководством Духа Святого. Поэтому постановления всех соборов непременно начинаются со слов: «Изволися Духу Святому и нам…»
История знает множество церковных соборов, но только семь из них называются Вселенскими. И дело здесь не в количестве делегаций, а в серьёзности решаемых вопросов. Вселенскими называются соборы на которых велись христологические споры — вырабатывалось учение о Христе.
Эпоха Вселенских соборов прошла, и основные ереси остались в прошлом. Но враг рода человеческого диавол продолжает строить козни христианам. В 1054 году Рим отпал от Православия. В 1453 году «второй Рим» Константинополь завоеван турками-османами. А в 1520-х годах в одном из посланий московскому князю Василию Третьему монах псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей сформулировал теорию «Москва — третий Рим». Он писал: «Два Рима пали, третий стоит, четвёртому не бывать». Таким образом, уже 500 лет Москва является центром мирового Православия. Поэтому на нашу страну и на нашу Церковь обрушилась вся ярость врагов Православия. И мы в полной мере ощущаем это в наши дни.
В сегодняшних условиях нам, православным христианам, следует помнить слова апостола Петра:  «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить; противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Пет. 5:8-9).
Посему сегодня, за неделю до праздника Пятидесятницы, Церковь молитвенно прославляет тех, кто не дал помрачить истину и сохранил для нас путь к Богу во всей первоначальной чистоте. Аминь.